Чанты

«Пение чантов — половина битвы -половина успеха» 

Удивительный и действенный способ достижения Бога — чанты, бхаджаны, мантры. Парамаханса Йогананда сказал:  «Пение чантов — половина битвы -половина успеха» — это дает половину успеха на духовном пути; есть медитации, есть хатха-йога и энергизирующие упражнения, есть праноямы, есть техники йоги и других духовных направлений, а есть духовное песнопение.


Chant — это английское слово, переводиться как пение, песнопение. Хотя в современном мире санскритское слово Бхаджаны даже более известны. По сути — одно и тоже.

Особенно, когда они посвящены Богу, то это становится сверхмощным и доступным средством к обретению Единства с Ним.


Парамаханса Йогананда призывал, всегда повторять в своём уме — Бог, Христос, Гуру — постоянно повторять, как биджа-мантра.

По сути своей медитация — это очень хорошая концентрация на Боге. Чанты и особенно, чанты посвященные Богу, идеально помогают такой концентрации.

Слова ― это не что иное, как кристаллизованные мысли, а мелодии ― резонанс устремлений сердца. Сочетание мысли, мелодии и ритма в духовной практике может дать могучую силу для пробуждения духа. Эту силу следует использовать правильно, так как она может быть направлена на возвышение, но способна также наносить вред и принижать.


Мантры и чанты не действуют автоматически — необходимы сила воли, концентрация и внутренняя настройка на слова.


Духовное назначение чантов не в том, чтобы развить какие-то способности, а в том, чтобы, контролируя ум, направить все помыслы к Богу, не отвлекаясь ни на что другое. Если чанты и мантры могут дать власть над реальной природой, то насколько же возрастает их эффективность, когда целью их произнесения является благо самого произносящего. Высшее назначение чантов — помочь в осознании собственного духовного потенциала: приблизить нас к Самореализации.


Духовные чанты ― это сердечная молитва, углублённая с помощью музыки и нарастающей силой повторений. Повторение нужно не для того, чтобы привлечь внимание Бога, а для того, чтобы усилить напряжённость собственной молитвы. Механическое повторение чантов не приносит абсолютно никакой духовной пользы.Осознанное и погруженное пение чантов погружает в медитативное состояние.

 Искусство правильного исполнения чантов состоит в том, чтобы, прежде всего, понимать их внутреннее назначение. А оно не в том, чтобы пробудить нашу сентиментальность или эмоции, а в том, чтобы сфокусировать все чувства сердца и поднять их к Сверхсознанию.


Громкое исполнение чантов приносит свою пользу - это целесообразно в начале медитации, для перенесения внимания с наших собственных размышлений, беспокойства ума. «Такое исполнение чантов создаёт магнетический поток. Словно могучая река, он способен разрушить мелкие завихрения мыслей и чувств, которые носятся бесцельно вдоль берегов нашего разума. Как магнетический полководец, он перенаправляет внимание от ваших солдат-мыслей и распаляет их. Перенеся с них внимание, пойте тише, больше внутри себя. Направляйте свою энергию вверх, от сердца к Духовному Оку (область межбровья).


Как только ваш ум полностью сосредоточится на исполнении чантов, опустите это исполнение в подсознание, перейдя на шёпот. Исполняя чанты в подсознании, предложите их также Сверхсознанию в точке межбровья. В конце концов, вы должны почувствовать, что всё ваше существо вибрирует вместе с этими словами, мелодией и ритмом.


В конечном итоге чанты должны исполняться лишь мысленно, в точке межбровья. Пусть ваша поглощённость этим поднимет вас в Сверхсознание. Когда это произойдёт, и вы получите божественный отклик, ваше исполнение будет поистине одухотворено. В дальнейшем всякий раз при исполнении чантов они, словно на ковре-самолёте, будут быстро переносить вас в Сверхсознание.


Для одухотворения чанта поддерживайте его звучание в уме — при необходимости по несколько раз за день: не только в медитации, но и занимаясь своими повседневными делами. Эта практика также называется джапа. Христианские мистики тоже говорят о непрерывной «сердечной молитве» и о «практике присутствия Божия». Всё это ― джапа.» -Свами Криянанда.


Более высокий аспект чантов включает слушание могущественного звука «АУМ» и полной поглощённости им. Сначала вы услышите этот звук в правом ухе. Пусть он постепенно наполняет мозг и всё тело, пока в такт ему не начнёт вибрировать каждая клеточка. Пытайтесь слышать «АУМ» во всём, чем вы заняты, во всём, что воспринимаете. Вот истинная джапа, когда ум уже не просто повторяет слова, а опьянён блаженством «музыки сфер».


«И только глубоко проникшись чантами, я понял их духовное действие. А когда сам стал сочинять музыку, наполняя её гармониями, то смог лучше понять, что хотя гармонии и обогащают мелодию, придавая ей большую эмоциональную глубину, но сама сложность мелодии не позволяет ей войти в более глубокую гармонию с АУМ.

Хотя в своей музыке я и пытаюсь подбирать аккорды, которые помогли бы уму подниматься вверх, но прекрасно осознаю, что истинная «музыка сфер» далеко выходит за рамки внешних гармоний. Она создаёт в душе совсем иную гармонию.» - Свами Криянанда.

 

 «Как Великий йог, чья миссия заключалась в распространении Учения крийя-йога на Западе, Парамаханса Йогананда ввёл здесь новый вид чантов, основанный на повторении смысловых фраз, а не божественных имён. Некоторые чанты он писал, переводя песни с бенгали и хинди, а другие сочинял сам. Этот вид чантов скорее напоминает положенную на музыку повторяющуюся молитву и больше подходит тем медитирующим, которые понимают, как важно сочетать обращение души за божественной милостью с собственными усилиями. Ибо произнесение только имён Бога оставляет в уме лишь одну мысль: «Всё это сделает за меня Бог». А чанты Йогананды рождают другую мысль: «На этом Пути я буду действовать осенённый Его благодатью». В одном из чантов Йогананды говорится:


Я ― пузырёк, раствори меня в море.
 Сделай так, мой Господь! Ты и я никогда не расстаёмся,
 Волну морскую с морем соедини,
 Я ― пузырёк, раствори меня в море.


Слова этого чанта очень легко запоминаются. При многократном пропевании такого чанта,  ум легко переносится в медитацию.


Некоторые чанты Парамахансы Йогананды больше приближаются к личным аффирмациям, гораздо меньше напоминая традиционную молитву. Один из таких чантов начинается словами:

О, ум, что ты бродишь?
 Иди в свой внутренний дом!


Эти чанты, одухотворённые Великим Мастером, тоже обладают огромной силой. Во многих отношениях они даже лучше подходят людям, идущим по Пути медитации. Сам я произношу их столько же, сколько и медитирую — почти пятьдесят лет. Вдохновение, которое они мне дают, не описать никакими словами». - Свами Криянанда.


 «Чанты Йогананды естественным образом подводят нас к другому аспекту, непосредственно и глубоко связанному с медитацией как средством самосовершенствования – это аффирмации. Мастер пояснял, что два традиционно противопоставляемых учения связаны между собой. Во многих религиозных учениях утверждается, что сам человек не способен ничего сделать для своего возвышения, и может лишь надеяться, что на него снизойдёт божественная благодать. Другие учения, особенно буддизм, утверждают прямо противоположное: человек должен все сделать сам, не рассчитывая на божественную милость.


Йогананда соединил эти два учения в одно гармоничное целое. По его объяснениям, нам следует использовать «собственные, но Богом данные силы». Иначе говоря, Бог не совершает весь труд за нас, но и мы не можем сделать все сами.


В то же время в трансформации собственного сознания каждый играет весьма значительную роль, и аффирмацияпредставляет собой один из способов вовлечения самого себя в этот процесс. Без личного участия мы так и будем беспомощно плыть по течению, словно горсточка опавших лепестков, и божественная милость не поможет нам выбраться из этого потока.

Аффирмации должны быть позитивными, ритмичными и волевыми. Нельзя, например, использовать негативные утверждения, такие как «Я не болен». Слово «болен» не должно быть ключевым для вашего подсознания. Поэтому такую аффирмацию следует заменить на «Я здоров!»


Обычно аффирмации не сопровождаются мелодией, хотя это не исключено, и тоже может оказаться весьма полезным. Как правило, однако, аффирмации произносят, а не поют. Итак, для аффирмации у нас есть слова и ритм. Ритм играет здесь особую роль и должен компенсировать отсутствие мелодии. Выберите или создайте сами словесные формулы, которые вознесут ваш ум на крыльях подходящего ритма. Вот аффирмация, которую я использовал, когда меня беспокоило сердце:


Твой свет проникает в клетки моего тела:
 Твой свет проникает в моё сердце.
 Твой свет совершенствует клетки моего тела:
 Твой свет совершенствует моё сердце.


Аффирмации, как и чанты, следует произносить сначала вслух, затем тише, потом шёпотом, безмолвно и, наконец, переносить их в Сверхсознание, в точку межбровья, пока они не наполнят всё ваше существо своей силой и значимостью.


Лучшее время для повторения аффирмаций ― это периоды естественной открытости подсознания: моменты пробуждения по утрам и перед тем как погрузиться в сон по вечерам.

Небольшая книжка Парамахансы Йогананды «Научные целительные аффирмации» ― классическое произведение этого жанра. Прочтите её, чтобы найти полезные аффирмации. Несколько лет назад я тоже написал книгу под названием «Аффирмации для самоисцеления». Вот аффирмация из моей книги на тему памятования о Боге: «Я буду жить, памятуя о том, что я есть в действительности: Бесконечное блаженство! Вечная любовь!»


Здесь важно иметь в виду, что, поскольку мышление происходит посредством слов, то целесообразно использовать их так, чтобы возвышать разум с помощью божественного вдохновения.

Опять же, сознательно или подсознательно, люди, как правило, распознают в мелодии сущность сердечного чувства. Ведите же свои чувства в позитивном направлении пением возвышающих мелодий.

Ритм также способен укреплять наше сознание. Поэтому поддерживайте чанты и аффирмации ритмами, которые помогут пробудить и укрепить вашу решимость углублять медитацию. Большая часть звучащих сегодня музыкальных ритмов действует принижающе — в буквальном смысле слова, ибо они так магнетизируют нижние чакры, что энергия тянется вниз. Укрепляющие ритмы должны возвышать, а не придавливать к земле!


И последний, но очень важный момент: после исполнения чантов (особенно), да и после произнесения аффирмацийпосидите в молчании, пока можете сохранять в себе радость. Помедитируйте. Ведь на самом деле чанты ― этотолько подготовка к медитации. Не использовать их как ступеньку в умиротворённое безмолвие — всё равно, что покинуть самолёт уже после того, как он вырулил на взлётную полосу». – Свами Криянанада.