Из книги мастера Сунь Лутана - «изучение боевого искусства Багуачжан» (Кулак 8-ми триграмм)
В том, что называем «путём кулачного искусства» есть принципы функциональные, а есть принцины духовного порядка. В этой главе, рассказывающей о взращивании духовного начала и возвращении к Пустоте, речь пойдёт об искусных методах.
В чём же они заключаются? Все они попрежнему не выходят за пределы форм, используемых в Багуацюань. По этой причине, открытие и закрытие, движение и покой, поднимание и опускание, движение вперёд и назад взаимопорождаются и изменяются, рождая неисчислимое множество искусных методов. Все они недалеки от [теории] багуа, [теория] багуа недалека от [теории] четырёх проявлений, а [теория] четырёх проявлений недалека от [теории] двух Начал (Инь-Ян). Два Начала недалеки от Единой ци, а Единая ци происходит из бестелесной Пустоты (У-Цзи)
А потому формы взращивания духовного Начала и возвращения к Пустоте, это не что иное, как описанные ранее формы тренировки позиций [багуацюань]. В движениях (толчках) рук, [технике] ног и корпуса не следует использовать [физическую] силу. Все они должны быть следствием волевого усилия. Это не значит что Ваше тело совсем не использует физическое усилие, однако оно направлено на «обратное сворачивание» о где акцент делается на пестовании духовного начала.
Когда внешняя форма - движения корпуса, рук и ног будет управляться волевым усилием в течение долго времени, физическая сила Вашего тела подвергнется изменениям, а ощущение будет таким, словно её [и вовсе] нет, будто наполненность стала подобна Пустоте.
Всякий раз, когда в покое будет [рождаться] движение, тело движется бессознательно, словно Вы не осознаете самого себя.
Всякий раз когда Вы соревнуетесь с другими, вы будете маневрировать, наступать, отступать и взлетать, производя изменения и не встречая сопротивления со стороны противника - словно его не существует.
Сила Вашего тела будет такова, что будет казаться, будто Вы неподвижны. Не осознавая движения, и словно пребывая в покое, Вы не будете осознавать наличие противника.
Таким образом, сможете [интуитивно] чувствовать не глядя, производить изменения не двигаясь, достигать цели недеянием, применять кулачное искусство, не прибегая к его использованию, воля будет непроявленной, не будет ни формы, ни образа, ни Вас, ни Вашего противника, [и тогда Вы] взрастите духовное Начало, вернётесь к Пустоте и обретёте Дао искусных методов непредсказуемых превращений!
Мой друг, господин Чжан Юйкуй" достиг полной гармонии в Дао взращивания духовного Начала и возвращения к Пустоте. Я смотрю на мир вокруг [и спрашиваю себя] - есть ли кто-то, кто сможет наследовать эту гармонию господина Чжана?
Надеюсь, что такой день настанет…